МЕСТО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Криницина Ирина Леонидовна, учителя информатики школы №15, г.Лесосибирск.
E-mail: spm111@yandex.ru

   Гуманизация образования всех уровней - важнейшая задача, стоящая перед Российским образованием в настоящее время. Одна из возможностей реализовать эту задачу - профильное обучение.
   Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации учебного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности ученика, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
   Сегодня, когда необходимо практически решать вопрос о профильной направленности предмета информатики, найти место учителя информатики в профильном обучении встает проблема организации учебного процесса, определения содержания и востребованности знаний, полученных на уроках информатики.
    Каким образом учитель информатики может осуществлять профильное обучение по своему предмету? Становиться учителем-универсалом, знающим все и вся, нереально. А какой выход? Выход можно найти в интеграции уроков информатики. Надо отметить, что, поскольку "Информатика" разделилась на две практически самостоятельные части: теоретическая информатика (1 час в неделю) и информационные технологии (2 часа в неделю), то работа в теоретической части остается прежней, а задания информационных технологий кардинально изменяются.
   Одной из задач решаемых предметом является "осознанное применение информационных технологий в практической деятельности" и ее решение лежит в профильной направленности применения информационных технологий, тогда ребята видят каким образом информационные технологии сопровождают их практическую деятельность.
    Что же можно реализовать на компьютере в большей степени, чем в книге или на традиционном уроке? Прежде всего, личную открытость преподавателя ученикам. Взаимодействие человека и компьютера становится явлением социальным и представляет собой не просто взаимодействие с техникой, а активный процесс взаимодействия ученика с информационным богатством накопленного человеческого опыта.
   Для осуществления интеграции уроков информатики необходимо сотрудничество практически всего педагогического состава школы. В школе есть единый орфографический режим, который помогает решить проблему грамотности учеников, внимание на правописание обращается на всех уровнях и на всех уроках (записи в дневниках, в рабочих тетрадях и по математике, и по биологии, и по черчению), так появилась необходимость в единых требованиях оформления творческих работ и проектов. То есть все задания учителей - предметников оформляются с применением информационных технологий.
   Примером такого задания может служить работа, предложенная учащимся 11 класса гуманитарного профиля.

  1. План задание для учащихся гуманитарного профиля (6 часов).


    Программные средства издательской деятельности

    Творчество Анны Ахматовой

    А.А.Ахматова

    1. Тема поэта и поэзии. Цикл "Тайны ремесла" ("В последний раз мы встретились тогда").

    2. Тема Родины и гражданского мужества. ("Молитва", "Родная земля", "Все расхищено, продано", "Не с теми я, кто бросил землю").

    3. Мир лирической героини. сб. "Вечер" ("Песня последней встречи"), сб. "Четки" ("Вечером").

    Цель. Сочетание и использование технологий обработки информации.

    Задача. Оформление сборника стихов Анны Ахматовой по выбранной теме.

    1. Вступительное слово автора - составителя.
    2. Творческая судьба произведений выбранной темы.
    3. Тексты стихов.
    4. Презентация сборника: афиша, обложка, рекламный плакат.
    5. Защита.
  2. Путеводитель для учащихся (список программных средств, которые они могут использовать):
  3. Экспертная группа (какие оценки получат учащиеся за представленную работу):
  4. Экспертная группа:

Работа, построенная таким образом, позволяет нам обеспечить положительную учебную мотивацию у всех учащихся. Ребята видят целесообразность своей работы, то есть работа делается не для галочки. Очень тесная межпредметная связь позволяет решить профильность обучения, очень четко показываем с помощью каких технологий можно выполнить ту или иную творческую работу (не только по литературе), выполнять исследовательские проекты.
Использование информационных технологий во внеклассной работе и в повседневной жизни школы дает иные направления в использовании технических средств. Таким образом, ребята не только изучают предмет, но и практически применяют полученные знания.

Реклама